Каждый год на Пхукете проходит интересный религиозный праздник. Тайцы называют его Фестиваль Вегетарианцев, хотя в Китае и других странах он известен как торжество в честь Девяти Императорских Богов или Девяти Владык Северного ковша. Привезли традицию празднования переселенцы из Китая и видоизменили под влиянием верований местного сообщества. Читайте подробную статью про историю праздника и смотрите расписание.
Как Сонгкран намного больше, чем просто обливания на улицах, так и фестиваль вегетарианцев намного больше шествий людей с пирсингом. Я вам расскажу про ритуалы и церемонии, которые можно увидеть в храмах и на улицах Пхукета, и отвечу на наиболее популярные вопросы. Эта статья пригодится как самостоятельным туристам, интересующимся праздником, так и гидам.
Мужчина держит свой кошелек над дымом на удачу
Содержание статьи
В даосизме одно из ключевых мест занимает путеводная Полярная звезда. Она считается точкой, вокруг которой вращается Вселенная. На Пхукете ей посвящены два старейших китайских храма — Джуй Туй и Банг Ниеу. Богиня Полярной звезды Доу-му ведает жизнью и смертью. Её сыновей называют Девятью Императорскими Богами, от которых произошли земные и небесные императоры. В Китае и странах с китайскими диаспорами небесные владыки очень почитаемые божества. Двое из них — Лам Тао и Пак Тао — являются хранителями Северного и Южного полюсов, управляют рождением и смертью. Боги живут на звёздах и раз в год вместе с другими божествами спускаются на землю. Они узнают про заслуги и проступки людей, сообщая информацию Нефритовому Императору.
Мужчины, несущие статуи богов
Термин "масонг" с тайского языка переводится как "осёдланная лошадь". Так называют медиумов, в которых вселяются духи китайских божеств. Становятся масангами по двум причинам. Либо люди чувствуют приближающуюся смерть от болезни и дают обещание стать масонгами за исцеление, либо боги сами выбирают человека за его высокие моральные качества, что считается высшим благом. В любом случае, это дело добровольное.
Женщина-масонг в костюме китайской богини
Мужчины и женщины разных возрастов входят в состояние транса и участвуют в разных церемониях. Во время фестиваля в храмах проходят ритуалы кормления небесных воинов, когда масонгам делают подношения в виде овса и травы. Самая зрелищная церемония — уличное шествие Йу-кенг. Масонгам прокалывают щёки, язык, вставляют иглы в кожу рук и других частей тела, а затем они идут благословлять жителей окрестного города. В последние дни фестиваля в храмах проходят церемонии, когда масонги взбираются по лестнице из лезвий, ходят по горящим углям или острым гвоздям, обтираются кипящим маслом. Ниже я описала все ритуалы подробнее.
Даосские боги с бородой, Будда с черным лицом и конфуцианское божество с красным лицом
Быть масонгом — это почетная обязанность в сообществе. Их можно увидеть не только во время фестиваля. Если кто-то заболел, за помощью обращаются к медиумам, чтобы боги исцелили больного. Одежда для масонгов продается в специальных магазинах в Пхукет-тауне, а для ритуалов хранится в храмах.
На Пхукете праздник стали отмечать ещё в начале XIX века после чудесного исцеления артистов оперы. Из Китая в первые храмы привезли пепел Девяти Императорских Богов, статуи божеств, писания, священную доску из храма Полярной Звезды и другие реликвии. Храм Кату, где родился фестиваль, посвящён Девяти Императорским Богам и является старейшим на Пхукете. Праздник был тепло принят как китайскими переселенцами, так и местными сиамцами, увидевшими связь между девятью богами, семью Буддами и двумя Ботхисатвами в буддизме махаяна. Участники фестиваля следовали даосским традициям, отказываясь от животных продуктов, проводя 9 дней в молитвах и церемониях, включая искупительные ритуалы для исцеления болезней и привлечения благосклонности богов.
Ошибочно считать, что на вегетарианский фестиваль или ритуалы оказал влияние индуистский праздник Тайпусам. Только незнающему человеку ритуалы покажутся похожими. Тайпусам появился на территории Малаккского полуострова значительно позже фестиваля вегетарианцев. Храм в пещерах Бату был построен только в конце XIX века. Все традиции вегетарианского фестиваля берут начало из даосизма. Эта религия одной из первых отказалась от жертвоприношений животных. Не вдаваясь в детали и не сравнивая ритуалы, давайте сойдёмся на том, что человечеству вообще свойственно страдать и приносить себя в жертву.
Шест с рукой берет начало в тайных жестах китайских триад
Большое влияние на популяризацию праздника и некоторые ритуалы оказали китайские триады или, попросту говоря, мафия. Не стоит думать, что они были только бандитами. Тайные сообщества помогали переселенцам и сообществам, живущим в Кату, а позднее и в других городах Пхукета.
Мужчин, желающих убежать из Китая в поисках лучшей жизни, перевозили по морю в закрытых трюмах, как скот. На Пхукете их ждала тяжёлая работа на оловянных рудниках. Развлечениями шахтёров были курение опиума, азартные игры и походы по борделям — всё контролировалось триадами. Даже в храмах у секретных сообществ были свои люди. Единый фестиваль для иммигрантов был отличным способом укрепить своё влияние на сообщество. Некоторые атрибуты, как ножи, сабли, топоры и другое оружие, пришло за счёт триад. В храмах за алтарём до сих пор есть потайная комната, где встречались члены секретных сообществ. На улице Вичитсонгкрам в Кату было построено первое святилище триады Анг Йи, которые устроили бунты в 1876 году.
Секретные комнаты за алтарем, где встречались члены триад
Некоторые иностранные туристы сомневаются в правдивости ритуалов. Масонги на церемониях действительно входят в транс и затем не помнят, что делали. Экстремальный пирсинг проводят без наркоза, из антисептиков только спирт. Лезвия лестницы действительно острые, масло кипит по-настоящему, а угли реально обжигающие. Считается, что масонги будут защищены от боли, шрамов и увечий. После ритуалов медиумы в редких случаях обращаются в больницы, проколы заживают сами, но шрамы заметны. По сообщениям новостей от неосторожного обращения с петардами ежегодно страдает намного больше людей. Весь фестиваль проводят для местных жителей, это нетуристический аттракцион, хотя привлекает всё больше иностранных зрителей. Последние годы праздник проходит в других регионах Таиланда, где мало туристов: Пханг Нга, Краби, Транг.
Столб Ко-тенг — центральное место храма
Основная идея — очищение тела и разума. Поэтому участники фестиваля воздерживаются от животной пищи, алкоголя, носят белые одежды, символизирующие чистоту. В храмах дважды в день проходят групповые молитвы. Прихожане приходят, чтобы почтить богов и своих умерших предков.
Во время разных церемоний медиумы входят в транс и приносят искупительную жертву ради себя и общества, избавляясь от плохого в будущем и привлекая благосклонность богов. Уличные шествия проводятся в честь Девяти Императорских Богов и воспринимаются как ритуал очищения и благословения через масонгов. У христиан Иисус принес себя в жертву, чтобы спасти человечество, всего один раз. А тайцы китайского происхождения отдуваются каждый год. Бывает и два раза в год, как несколько лет назад.
Такие печати ставят в храмах после ритуала перехода по мосту в 9-й день
В разных источниках по-разному записывают даты фестиваля. Давайте расскажу, как их понимать. Сам фестиваль проводится первые девять дней девятого месяца по лунному календарю. Число 9 сакральное для праздника. За несколько дней до начала в храмах проходят церемонии очищения, освящения и установления границ. Открытие фестиваля начинается вечером накануне первого лунного дня, когда устанавливают лампадный столб Ко-тенг. Вечером девятого лунного дня проводят масштабный ритуал проводов: шествие масонгов и мужчин с китайскими богами сопровождается взрывами петард. Окончание праздника для участников фестиваля — день после прощания с духами Девяти Императорских Богов, когда опускают лампадный столб (десятый лунный день). Например, в 2018 году даты фестиваля записывали с 9 по 17 октября. Церемонии с лампадным столбом проводились 8 и 18 октября. Теперь обо всём по порядку.
Лампадный столб Ко-тенг
С каждым годом к праздничным шествиям присоединяются новые храмы в разных частях Пхукета. Мне сказали, что в этом году были церемония и шествие на Кароне и Камале. На Пхукете более 40 китайских храмов, как общинных, так и семейных. Все они участвуют в фестивале. Самые красочные ритуалы проходят в главных общинных храмах: Банг Ниеу, Кату, Джуй Туй, Ченгтале, Сапам, Самконг и Та Рыа. Их описание и расположение ищите в отдельной статье.
Цукаты на шпажках
До начала праздника служители храма готовят его: моют помещения и предметы, которые будут использоваться в ритуалах. Масонг освящает территорию и устанавливает границы специальными бамбуковыми кольями. На них приклеивают отрезы жёлтой ткани с защитными надписями на китайском.
Бамбуковые колья для установления границ храма
Многие семьи приносят в храмы свои домашние статуи богов, чтобы "подзарядить" их силой на алтаре. В китайских храмах много статуй из трёх религий. Кроме традиционных статуй Будды из махаяны (они отличаются от типичных тайских), вы увидите фигуры из конфуцианства и даосизма: исторические герои, дворяне, священнослужители, литературные идолы, духи природы, ремёсел и другие. Главное божество в некоторых китайских храмах Пхукета — Диан Фу Юань Суай или Лао-Я. Он является покровителем театра и музыки. Именно этот бог был защитником артистов китайской оперы, приехавших на Пхукет. Некоторые храмы посвящены Девяти Императорским Богам, Нефритовому Императору или богине Полярной звезды. В каждом святилище есть свой бог-защитник. Его статую устанавливают на видном месте у входа в здание.
В каждом храме есть свой бог-защитник
В храмах строят специальный бумажный замок для Нефритового Императора, а в первые дни праздника проводят ритуал приглашения. Чтобы узнать, спустился ли бог, бросают два красных бруска, похожих на бобы. На алтарях храмов выставляют угощения для духов: фрукты, конфеты, десерты и другую еду. Всё вегетарианское в отличие, например, от Фестиваля Голодных Духов. Отдельный тип сладостей — цукаты, нанизанные на шпажки и уложенные рядами на специальной подставке.
Дворец Нефритового Императора
Хоть вегетарианскую еду и продают на рынках, в ресторанах и кафе, истинные приверженцы фестиваля берут её в храмах, где проводят ритуалы освящения. Даже китайские иероглифы, обозначающие пищу в храмах и других местах, разные. На храмовой кухне, где готовят еду, обязательно стоит статуя с богом-покровителем. Во время подготовки к фестивалю моют статую, пол, все поверхности и столовые приборы. Масонг проводит ритуал освящения кухни и устанавливает границы, прикрепляя оберёги из жёлтой ткани с иероглифами. Теперь кухня стала Дже Тенг: при готовке не используют животные продукты, лук и чеснок, посуда хранится специально для фестиваля. Прихожане бесплатно едят в столовой или берут еду с собой, складывая в тифин — многоярусный контейнер. Перед входом на территорию храма устанавливают горшок с тлеющим сандаловым деревом. Верующие держат тифин с едой над дымом для благословения.
Храмовая кухня с защитными оберёгами
Накануне первого лунного дня в китайских храмах поднимают специальный столб Ко-тенг. Собравшиеся приклеивают на него пластинки сусального золота. Столб Ко-тенг — это центральное место в храме. На его верхушку помещают мачту с девятью зажжёнными фонарями. Считается, что свет от лампад укажет путь в храм приплывающим на остров Девяти Императорским Богам, Нефритовому Императору и тысячам других божеств. Присутствующие в храме духи богов наделяют своим благословением урну со священным пеплом. Как правило, церемония проводится в 15:00-17:00. В этот же день проводят ещё три ритуала: церемония освобождения Воинов Богов, приветствие Нефритового Императора и Девяти Императорских Богов.
Столб Ко-тенг с девятью лампадами
Ближе к вечеру в некоторые дни в храмах проходит ритуал Кхо Кун или кормление пяти Воинов Богов, которых ещё называют Небесными Генералами. Это важные божества в даосизме, защищающие храмы и деревни своей многотысячной армией и отвечающие за баланс пяти элементов: вода, земля, огонь, дерево и металл. Как правило, в церемонии участвуют масонги в возрасте. Воинам преподносят вегетарианскую еду, чай и рисовую настойку, лошадей кормят травой. Во время ритуала бросают красные бруски, похожие на бобы, чтобы узнать, поели ли духи.
Церемония кормления лошадей и Воинов Богов
В один из первых дней на улице Рассада в Пхукет-тауне проходит вечерний ритуал в честь 7 видимых звёзд Большой Медведицы и двух невидимых. Масонги через Девять Императорских Богов получают силы от Полярной звезды. Сотни людей собираются у большого алтаря. Одетые в белое масонги входят в транс, выбегают вперёд к алтарю, помощники переодевают их. Мужчинам снимают футболку и повязывают красочный фартук. Женщин одевают в платья вселившихся в них богинь. В таких одеяниях они будут участвовать в утренних шествиях.
Самая зрелищная церемония на фестивале — шествие йу-кенг. В первые дни фестиваля его проводят маленькие храмы либо в Пхукет-тауне, либо в окрестностях своего района. Для крупных святынь отведены последние четыре дня праздника. Именно эти процессии собирают максимум верующих, а карта будет напечатана в официальной брошюре праздника. Шествия из крупных храмов по улицам Пхукет-тауна занимает до 4 часов, улицы перекрыты, в городе много пробок. Рано утром в храмах собираются верующие, масонги и их помощники. Примерно за час до начала шествия медиумов вводят в транс. Некоторым из них делают экстремальный пирсинг щёк, языка, рук и лица.
Статуи Воинов Богов или Небесных Генералов
Жители города или окрестных с храмом районов выставляют на улицы столы, украшенные китайской вышивкой, зажигают свечи, ароматические палочки, выкладывают цветы, фрукты, сладости и чашечки с чаем. Зрители шествия ждут, что духи богов благословят их через масонгов.
Алтари жителей города
В шествии участвуют много людей. Опишу, кого вы сможете увидеть. Сначала идут дети с флагами и табличками, где иероглифами написано название храма, знамёнами богов и богинь. В последнее время первыми ставят спонсоров фестиваля: банки, отели, торговые центры и большие корпорации. Мужчины и женщины в перанаканских или китайских одеждах несут знамёна компании, едут украшенные машины. За началом шествия следуют пикапы с людьми, играющими на барабанах и литаврах. В главных процессиях идёт группа трубачей.
Мужчины, несущие богов, и взрывающиеся петарды
Масонги благословляют дома и проводят ритуал, чтобы уберечь жителей от зла и грехов. У всех медиумов свои атрибуты. Некоторые масонги носят красочные фартуки, кнут с ручкой в виде головы дракона, чёрный или жёлтый флаг с иероглифами. Девушки, в которых вселяются духи богинь, могут быть одеты, как дети, нести в руках разные вещи. Женщины надевают платья разных цветов. Все масонги идут босиком, иногда им под ноги бросают зажженные петарды.
Мастер Печи и церемониальный зонтик
По вещам, которым сделали пирсинг, можно определить ранг божества, вселившегося в масонга. Духи самых высших существ, как полагают, не используют медиумов, они следуют за процессией в бестелесном виде. В процессии идут масонги без пирсинга. Значит в них вселилось один из богов высшего уровня. Чем ниже ранг божества, тем более необычный пирсинг. Некоторые более молодые масонги несут в своих щеках линейки, ножи, кинжалы, трубы, зонты, лампы, вентиляторы, букеты роз, велосипеды, лопаты, стулья и другие странные предметы. Женщины и медиумы в возрасте прокалывают плоть спицами или тонкими трубками.
Церемония благословления масонгом статуй домашних божеств
Во время шествия масонги танцуют и постоянно двигаются, за исключением остановок для фотографии. Таким образом они создают бесконечное движение 5 элементов. Есть масонги, которые выходят на перекрёстки и бьют себя по спине топорами или кувалдами с шипами. Они создают микро- и макрокосмическое движение, чтобы защитить это место от аварий. Во время фестиваля в храм могут привозить машины, мотобайки или приносить домашние статуи богов, чтобы масонги их освятили.
Два ритуальных зонтика
После медиумов мужчины несут на паланкинах статуи разных богов. При этом последовательность таких носилок в шествии упорядочена, согласно положению в небесной иерархии. А также статуи богов несут некоторые масонги и их помощники. Зрители шествия бросают петарды прямо на паланкины или кладут большие связки, чтобы поприветствовать богов.
Паланкин с пеплом Девяти Императорских Богов
В центре процессии восемь мужчин несут Туа Лианг — главный паланкин с пеплом Девяти Императорских Богов. Его нельзя опускать на землю, поэтому носильщики сменяют друг друга, а в храмах он стоит на подставках. Узнать приближение главного паланкина очень просто: мужчины в шествии говорят всем сесть и склонить голову в знак уважения. Затем вы увидите большой церемониальный зонт и Мастера Печи, несущего горшок с зажжённой ароматической палочкой. За ним идут люди с высоким домиком-храмом, а жители города взрывают над паланкином самые большие связки петард. Не советую идти в шествии около паланкина из-за постоянного шума и дыма.
Над паланкином с пеплом Девяти Императорских Богов взрывают самые большие связки петард
В центре процессии обязательно будет мужчина, несущий Хион-Тан, — один или два деревянных домика, в которых зажжено сандаловое дерево. Дым от него символизирует, что духи богов участвуют в процессии. Шествия из главных храмов завершают танцы льва и дракона.
Танцы дракона
С закатом в главных храмах Пхукета выставляют большой чан с маслом. Внутрь кладут защитные амулеты из жёлтой ткани и варят в течение пары часов. Масонги снимают рубашки, входят в транс, окунают либо полотенце, либо специальный веник в кипящее масло и хлестают себя по спине. Всё действо длится около часа. После ритуала всем желающим раздают разлитое по маленьким бутылкам масло и масонги растирают прихожанам больные места.
Угли для ритуала начинают готовить ещё днём. К восьми вечера в храме собираются прихожане и масонги. Медиумы входят в состояние транса и пробегают по раскалённым углям без серьёзных ожогов. Считается, что огонь сжигает все грехи и отталкивает всё зло в будущем. Этот ритуал проходит не только в храмах. Масонги и верующие собираются на больших полях, например, в парке Сапан Хин.
Хождение по горящим углям
По вечерам в главных храмах проводится ритуал восхождения по лестнице из лезвий. Во дворе устанавливают лестницу, вместо ступеней у неё лезвия. Количество ступеней выбрано не случайно. Их 36 вверх и 36 вниз, что кратно 9. Если сложить 3 и 6, а также цифры общего количества ступеней — 72, получится 9. Масонги в состоянии транса взбираются на самый верх, оттуда благословляют собравшихся и бросают им амулеты из жёлтой ткани с защитными иероглифами.
Восхождение по лестнице из лезвий
В некоторых храмах проводятся дополнительные вечерние ритуалы. Например, проход по мосту из гвоздей. Масонги шагают по символическому мосту из досок с вбитыми острые гвозди. В ритуале участвуют и женщины, и мужчины. Вечерние церемонии проводятся в 6-8 лунные дни после заката.
В девятый лунный день в храмах устанавливают небольшие мосты, или же их символом может быть скамейка. Считается, что после перехода по мосту, всё плохое уходит от человека. В ритуале участвуют люди, соблюдающие все правила фестиваля. После перехода по мосту на белую футболку ставят несмывающийся штамп храма. Некоторые тайцы коллекционируют печати из разных святынь у себя на одежде. Ритуал проходит после заката.
Подготовка к переходу по мосту
В девятый день проходит ритуал отправки Девяти Императорских Богов обратно на звёзды. У каждого храма есть свой маршрут по Пхукет-тауну до святыни в парке Сапан Хин. После девяти вечера город накрывает смог от взрывающихся петард. В шествии участвуют масонги и мужчины, несущие божеств. Жители города выставляют столы, готовят большие связки петард и взрывают их над носилками с богами. Действо происходит непрерывно, лучше надевать маску, очки и брать с собой бируши. Ближе к полуночи верующие собираются в парке Сапанхин и спускают на воду лодку с атрибутами духов.
На следующий день в храмах опускают лампадные столбы и прихожанам раздают ветки от бамбукового стебля. Церемония проводится в разное время и начинается в период с 15:00 до 17:00 дня.
Даты для фестиваля в следующих годах:
Подробное расписание читайте в этой статье.