Думаю, многие мои читатели помнят 90-е годы в России. Мне интересно рассказать вам про это время в Таиланде. Из-за американского влияния королевство выглядело более продвинутым по сравнению с закрытым железным занавесом Советским Союзом. В статье вы прочитаете про тайских детей 90-х, их игрушки, которые можно сравнить с нашими, про становление массового туризма и быт обычных тайцев.
Уличное кафе в начале 90-х
Жизнь обычных тайцев в крупных городах и провинции различалась, как небо и земля. В некоторых деревнях до сих пор не было электричества, тем временем столичные тайцы вовсю использовали блага цивилизации. Хотя трафик в Бангкоке был не очень: метро и многоуровневые дорожные развязки появились позже, а скайтрейн построили только в 1999 году.
Макдональдс появился в Таиланде в середине 1980-х
Многие продукты глобализации появились в Таиланде намного раньше, чем в России. В начале 90-х тайцы уже любили пить Пепси и есть курочку из KFC, мак-бургеры, читали комиксы и слушали американскую музыку. Но не каждому были доступны иностранные товары. Повезло, если дядюшка Сомчай из частного магазинчика заключил контракт на поставки газировки или иностранных конфет. Весь центр торговли сосредоточился в Бангкоке.
Реклама фильма в кинотеатре
К началу 90-х компания Central открыла три шопинг молла в столице. За десятилетие сеть расширилась в несколько раз, в том числе на города Хат Яй и Чианг Май. Другие сети супермаркетов, открывшихся в 90-е, — Big C, Tops, Lotus's (бывшие Tesco Lotus), Robinson.
Первый мини-маркет 7-Eleven появился в Таиланде в 1989 году. Начали они с улицы Патпонг в Бангкоке и за десятилетие увеличили сеть по всей стране. Family Mart зашли в Таиланд только в 1993 году. Их покрытие по стране намного меньше. Поэтому в 1990-х круглосуточные минимаркеты далеко не на каждом углу. Например, на всём Пхукете долгое время не было сетевых магазинов, только частные.
Магазин дядюшки Сомчая
Американское влияние было и благом, и великим злом. В 1997 году в Таиланде случились события, известные как кризис Том Ям Кунг. Из-за спекулятивных атак курс бата пошатнулся. Привязка к американскому доллару и отсутствие валютного запаса, чтобы удержать курс, привели к девальвации бата, а в дальнейшем к кризису во всём азиатском регионе. Бат за год упал с 25 до 56 за доллар. Несколько лет потребовалось Таиланду, чтобы восстановить свою экономику.
Как узнать, из какого поколения человек? Попросите его показать жестом "позвони мне". Люди поколения X и миллениалы подносят к уху кулак с оттопыренными большим пальцем и мизинцем. Зумеры подносят к уху ладошку, будто с мобильным телефоном. А бумеры делают вид, что набирают номер на дисковом телефоне или нажимают кнопки. Да-да, попробуйте на своих друзьях такой эксперимент, будете удивлены результатом.
Уличная лавка с фруктами
Первые общественные телефоны появились в Таиланде в 1979 году. Компания TOT Public Company Limited установила 100 монетных таксофонов в Бангкоке. Они должны были стоять на главной дороге у входа в переулки, чтобы каждый прохожий их видел. Спустя несколько лет телефонов стало более 200 тысяч по всей стране. Звонок тогда стоит всего 1 бат за 3 минуты разговора.
В 90-е почти все тайцы пользовались телефонами-автоматами на улицах. Они сменились с монетных на карточные. Не нужно было наскребать мелочь, чтобы позвонить. А дети с радостью собирали коллекции карточек. Их продавали в любом 7-11 и частных магазинах. Сперва картинки были тематическими. На них размещали орнаменты, тайские достопримечательности, фото праздников, животных и растений. С 1998 году на карточках стали печатать героев популярных мультфильмов.
Телефонные карточки
Первый мобильный телефон появился в Таиланде в 1987 году. Несколько лет спустя мобилка стала статусным предметом. В 1993 году началась эра мобильных телефонов. Стоили они дорого и не каждому были по карману. Можно было найти кирпичи по 38-45 тысяч бат. Ближе к концу десятилетия цена упала до 15-17 тысяч.
Люди с мобильными кирпичами были замечены даже на протестах в 1992 году. Посмотрите фото ниже. В 1994 году в Бангкоке выпустили книгу мобильных номеров. Круговорот мобильных телефонов начинался с PCT или с разных моделей Nokia, переходил в BlackBerry, а теперь большинство перешло на современные смартфоны iPhone или Android.
Протесты 1992 года в Бангкоке
У продвинутых людей были не только аудиомагнитофоны, но и плееры Walkman. Самые известные звёзды, имена которых до сих пор на слуху: группа Asanee-Wasan, Tata Young и Bird Thongchai. Асани и Васан вообще спели полное название Бангкока несколько раз — и ставшая хитом песня теперь не забудется никогда. Через 100 лет тайцы именно по ней будут запоминать название своей столицы.
Тайские подростки в это время сходили с ума по группам Raptor, Lift & Oil и Boyscout. Их мода в одежде была, как у солистов Бэкстрит Бойз с прической как у Ника Картера. А некоторые подражали Металлике. Сейчас эти тинейджерские группы либо распались, либо ведут почти незаметную деятельность.
Из зарубежных исполнителей на пике популярности были Майкл Джексон и Spice Girls, выступавшие с концертами в Бангкоке. Посмотрите видео от DJ Spiller и Sophie Ellis-Bextor. Оно хоть и снято в 2000 году, но чётко передаёт атмосферу 90-х в Таиланде.
В провинциях в то время не было больших торговых центров, да и 7-11 встречались нечасто. Не было такого разнообразия снеков, конфет и печенья, как сейчас. Большинство сладостей школьники покупали у дядюшки Сомчая.
В России дети очень любили делать бутерброд с маслом и сахаром. В какой-то момент он был одним из доступных лакомств. В это время в Таиланде провинциальные дети считали лакомством обычный варёный рис с сахаром.
Бюджетное мороженое выглядело как ледяная крошка с красным сиропом и сгущёнкой. В тарелочку с десертом добавляли сладкую кукурузу и красную фасоль. На Пхукете подобное мороженое называется О-эу и является частью фирменной кухни Города Гастрономии ЮНЕСКО. Его делают с банановым желе.
Ещё один охлаждающий десерт готовили из газированных напитков. В формы-трубочки наливали кока-колу или фанту, замораживали и продавали всем желающим. Такой замороженный лёд популярен до сих пор на простых тайских рынках или ярмарках-фестивалях.
Мороженое из газировки
В конце 80-х появились мороженщики, которые ездили на своих айс-мобилях по деревням и небольшим улочкам, зазывали всех желающих мелодией компании Wall's. От этой музыки у тайцев до сих пор выделяется слюна, как у собаки Павлова. И не важно, сколько им лет.
Milo — это трендовый порошковый напиток школьников 90-х, очень похожий на Несквик. По вкусу Мило напоминает очень сладкий какао, чем и нравится всем детям. Сейчас со вкусом Мило делают мороженое и десерты. В меню так и пишут, разделяя шоколад и Milo, потому что вкусы очень отличаются.
Детишек, которым повезло жить в городе с супермаркетом или хотя бы 7-11, ждали большие соблазны. Конфета-игрушка Pez была заветной мечтой многих школьников. Внутрь дозатора с головой известного героя мультфильмов складывали дражже с фруктовыми вкусами.
Шоколад Pelotty на палочке
Если конфеты Pez тоже были распространены в России, то о шоколадках Pelotty в 90-е никто не знал. Компания Glico начала выпускать конфеты на палочках ещё в конце 80-х. Розовые и белые шоколадки нравились всем тайским детям. А ещё конфетой шёл стикер с картинкой и подписью на английском языке.
Миры тайских школьников отличались от провинции к провинции. Родители детей, живущих в Бангкоке и крупных городах, могли себе позволить намного больше статусных вещиц, нежели тайцы сельской местности.
Многофункциональный пенал
Одной из гордостью тайского школьника был многофункциональный пенал, в котором скрывалась целая вселенная. В нём можно было хранить линейки, карандаши и ещё одну ценность того времени — гелевые ручки. Одним нажатием кнопки выскакивала точилка для карандашей, календарь или открывался ящичек для стирательной резинки. В некоторые пеналы даже были встроен компас, если вдруг ученик заблудится по дороге в школу. Варианты для мальчиков были раскрашены героями мультфильма Трансформеры или другими персонажами, для девочек — Хэллоу, Китти и анимированными принцессами. В России тоже в 90-е продавались подобные китайские пеналы.
Тамагочи — слово известно лишь детям, выросшим в 90-х. Тайцы тоже сходили с ума по этой чёрно-белой пиксельной игрушке. Кормили, выгуливали и играли с маленьким питомцем. И конечно, рыдали, если он умирал.
Стойка с тамагочи
Из карманных игрушек у тайских детей была электронная игра от Нинтендо, похожая на "Ну, погоди", где волк ловил яйца. Сидящий в лодке моряк Папай ловил банки со шпинатом и ананасы, уворачиваясь от молотков. А потом появились тетрис и геймбой.
В 90-е в моду вошли необычные стирательные резинки. Одни были похожи на разноцветные фрукты, другие имели сладковатый аромат, напоминающий тот или иной фрукт. Особой ценностью стали гелевые ручки. Но не простые одноцветные, а радужные, сочетающие 3 цвета. Можно было довольно долго писать одним цветом, затем другим. Гордостью каждого школьника была яркая линейка, которая превращалась в браслет.
Самой статусной вещью тайского школьника 90-х считались кроссовки с роликовым колесом в подошве. Такая обувь была неудобной: колёса стучали по полу, сами кроссовки были массивными и громозкими. Но тайские дети считали такую обувку очень крутой в отличие от стандартных школьных ботинок чёрного цвета.
В 1990-х Таиланд уже был матёрым курортом для иностранных гостей. 30 лет туристы со всего мира приезжали посмотреть храмы, понежиться на пляжах и поесть тайской кухни. Инфраструктура тогда была далека от нынешней. Даже к концу 90-х ситуация не слишком изменилась. Туристам приходилось переплачивать за номер без горячей воды, потому что рядом больше ничего не было.
Типичный частный магазин
Путеводитель Lonely Planet в 1997 году выпустил свою седьмую книгу, называющуюся Travel Survival Kit (достовно: комплект для выживания в путешествии). В 1997 году страну посетило уже 7,29 миллионов туристов. Для сравнения в 2017 году — более 35 миллионов человек. Приведу немного цен из путеводителя. В скобках пишу цены 2021 года.
Номера телефонов ещё 7-значные
Как видите, цены в Таиланде за последние 25 лет не так сильно изменились в батах. Зато появилось больше возможностей и конкуренции среди отелей. Можно найти жильё и за 250 бат с вентилятором. Зато отдельный номер в отеле с кондиционером и горячей водой уже стоит от 500 бат. Читайте подробную статью, как развивался туризм в Таиланде.
Русских туристов в Таиланде было очень мало. Первые рейсы поставили в середине 1990-х. Примерно тогда же начали открываться первые русские рестораны в Паттайе, а чуть позже — на Пхукете.
Если брать в общем, быт и образ жизни тайцев с 90-х годов изменился мало. Всё так же есть рынки, где можно купить готовую еду и продукты. Школьная форма и причёски в государственных учреждениях не изменились. Некоторые ездят на мотобайках, выпущенных в те годы. Зато появилось больше ресторанов, кафе, возможностей для шопинга и проживания. До сих пор можно увидеть романтическую ретро-атмосферу в северном городке Чианг Кхан, Чианг Мае, Хай Яе и даже в некоторых районах Бангкока.