В 2020 году Туристическое Управление Таиланда или TAT отпраздновало 60 лет своей работы. Нам сейчас трудно представить, что в те времена Королевство было далеко от современной страны. Популярные курорты были деревушками без электричества. Не было торговых центров и шикарных отелей. А сам Бангкок был городком с пыльными улицами и рисовыми полями на месте современных высоток.
Иностранцы всегда так или иначе присутствовали на территории Таиланда, начиная с древних времён. Их интерес был в торговле. В начале XX века Бангкок стал первым туристическим направлением в Сиаме. В 1920-х годах был разработан недельный обзорный маршрут по столице и окрестностям с рекомендациями храмов, дворцов, плавучего рынка и руин Аюттхайи. В 1927 году компания тайских железных дорог выпустила первый путеводитель. В 1950 году даже создан отдел туризма при правительстве, который спустя 10 лет стал самостоятельным департаментом, известным нам как TAT.
Центр Бангкока Mahachai Road в начале XX века
В июне 1947 года американская авиакомпания Pan Am запускает первый рейс вокруг света из Сан-Франциско. Пассажиры летели с остановками через разные страны, включая Таиланд. Такие трансатлантические полёты были доступны только состоятельной публике. Авиакомпания рекламирует эти рейсы в кампании Thailand by Clipper, рисуя на плакатах тайских танцовщиц, королевские баржи и монахов.
В 1959 году Таиланд посетило всего 69 тысяч туристов, а в 1970 — уже 628 тысяч, что привлекло в экономику страны более 2 миллионов бат. Основными туристами были американцы, японцы, британцы, малайзийцы, немцы и австралийцы. И всего 5% приезжих были американскими солдатами из Вьетнама.
В начале пути туристический департамент не понимал, как продвигать страну, а доход был скорее случайным побочным эффектом. С 1965 года по всему миру начали открываться тайские филиалы: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Франкфурт, Токио, Сидней, Торонто, Париж и Лондон. Началась масштабная рекламная кампания.
Параллельно с состоятельными туристами, прилетающими на самолёте в Таиланд, с 1960-х приезжают первые бэкпекеры. Они называли себя оверлендерами и путешествовали по земле на автобусах, паромах и попутках. Стоимость перелёта из Америки в Бангкок можно было сравнить с бюджетом оверлендера в течение нескольких месяцев. Читайте подробнее про первых бэкпекеров и "тропу банановых блинчиков" в этой статье>>>
Америка сыграла большую роль на ранних этапах развития туризма в Таиланде во время Вьетнамской войны. Королевство стало проамериканским и привлекательным для инвесторов, а Бангкок — безопасным островком, где можно было устраивать конференции и встречи международных организаций. К середине 1960-х в столице Таиланда было открыто более 50 консульств и посольств. Среди инвесторов из 20 стран лидировали Япония, США и Китай.
Порт на реке Чаопрайя в 1960 году
В начале 60-х годов королевство получило финансирование на развитие инфраструктуры для отдыха и развлечения американских солдат. В Бангкоке стали появляться отели, рестораны, бары, ночные клубы, массажные салоны. В то время появилась разгульная жизнь в районе Патпонга, которая жива до сих пор. На юге Паттайи была построена одна из семи американских авиабаз, что дало толчок превратиться из рыбацкой деревушки в развитый курорт мирового класса. Читайте подробнее про развитие курорта в этой статье>>>
Война во Вьетнаме, рост туризма и иностранные инвестиции больше всего сказались на росте Бангкока. В начале 1950-х годов столица даже близко не стояла с современным городом 1970-х: не было высоток, от каналов воздух наполнялся сыростью. Город напоминал череду деревень, построенных на каналах.
Бангкок в 1950-х
На север от Монумента Победы начинались рисовые поля. Улица Сукхумвит была узкой пыльной улочкой с несколькими барами. Улица Рамы IV около университета Чулалокорна была районом с деревянными хижинами на сваях над каналом.
Если вам кажется, что сейчас в Бангкоке ужасный трафик, давайте взглянем, как было раньше. До того, как в столице появились тук-туки и мото-такси, королём дорог был велорикша или по-тайски "самло". Повозки с прикреплённым велосипедом перевозили пассажиров на небольшие расстояния и пробирались в самые узкие переулки. С увеличением количества машин медлительные велорикши стали создавать заторы и аварийные ситуации. В начале 1960-х они были запрещены в Бангкоке, хотя и остались в некоторых других провинциях.
Столичный трафик в 1950 году
За несколько лет город разросся, было построено самое высокое здание в Таиланде — 22-этажный небоскрёб. Каналы, которые раньше служили основными транспортными путями, засыпали и превратили в шестиполосные дороги.
Бангкок в 1970 году: вид с Золотой горы
В 1980 году количество иностранных туристов увеличилось до 1,8 миллиона человек, а прибыль превысила 17,7 миллионов бат. Тогда правительство вплотную занялось развитием этого направления. Были запланированы рекламная кампания "Visit Thailand" и масштабные праздники: 200-летие Бангкока в 1982 году и 60-летие Короля Рамы IX.
За десятилетие 80-х иностранный туризм резко вырос. В 1990 году количество туристов составило 5,2 миллиона человек, а Таиланд заработал более 110 миллионов бат.
ЖД вокзал Бангкока в 1988 году
Появились и первые проблемы. Строительство отелей и развитие Паттайи привело к загрязнению моря, исчезновению коралловых рифов у острова Лан. Сельские жители отказались от бартера и стали использовать деньги. Несмотря на старания правительства и рекламные кампании, Таиланд получил клеймо страны секс-туризма, привлекая большой процент одиноких мужчин. Но королевство не спешило отмыться от подобной репутации.
Ночная жизнь и развлечения стали очень важны для иностранных туристов. Проституция в Таиланде была и остаётся нелегальной. Задолго до американских военных секс-туризм был развит в Таиланде для местных. Всегда были чайные на китайский манер, массажные салоны и даже бодели. В Пхукет-тауне даже есть "улица зелёных фонарей", Сои Роммани, где раньше развлекались рабочие из оловянных шахт.
Продавцы еды около ж/д вокзала Хуа Лампонг
Секс-туризм в Таиланде всегда был сложной структурой. Вовлечённые в индустрию люди не только продавали себя, но выполняли другие роли: экскурсовод, переводчик, горничная. Традиционная модель поведения тайских женщин выражается в подчинении мужчине и служении ему, что привлекает туристов из стран, где равноправие уже победило. Такие туристы возвращаются в Таиланд год за годом, завязывают длительные отношения и даже переезжают для создания семьи.
Правительство смотрит на вопрос секс-туризма с экономической точки зрения и предпочитает закрывать глаза, рекламируя другие выгодные стороны Таиланда. Громкие заявления, что страна становится на рельсы семейного отдыха, никак не влияют на район Патпонг, Сои Нана, Сои Ковбой в Бангкоке, Волкинг Стрит в Паттайе и Бангла Роад на Пхукете.
К концу XX века туризм в Таиланде приобретает современные очертания. Идёт упор на культурное наследие, гастрономические изыски, пляжный отдых и шопинг. Развивается интерес к альтернативному туризму, включающий медицинские обследования, гольф и эко-туризм.
С самого начала TAT работает не только с международным рынком туристов, но и уделяет много внимания местному туризму. С 1960 года выпускается журнал Osotho, рассказывающий на тайском языке про самые интересные места в Королевстве. Заметки и статьи появляются в столичных газетах. Жителям многомиллионного Банкока предлагают организованные поездки в Паттайю, на Пхукет и Самуи. Появившиеся в 70-х приключения в этнических деревнях, трекинг в горах, знакомство с народностями становятся всё более популярны.
Если иностранные туристы предпочитают пляжный отдых на побережье, то местные тайцы жаждят открыть свою страну с её особенностями и увидеть деревенский образ жизни. Агентства организуют туры на плавучие рынки, ночёвки в домах фермеров, трекинги, сплавы по рекам. Центр и север Таиланда с их маленькими городками начинают год за годом развивать свою инфраструктуру и комьюнити-туризм.
Для примера подойдёт городок Пай, находящийся на полпути из Чиангмая в Мэ Хонг Сон. В начале 1990-х о нём почти никто из тайцев не знал. Сначала там открылся ресторан для путешественников, где стали предлагать ночлег. Туристам организовывали экскурсии в деревни горных народностей и показывали природные достопримечательности.
Мост в Пае во времена до туризма
Уже к концу 1990-х Пай оброс репутацией романтического городка, где можно неспешно отдохнуть. Лет через 10 в окрестностях появляется всё больше достопримечательностей, как я называю, высосанных из пальца. Красивые виды, рисовые поля, инстаграмные кафе, милые местечки, забавные сувениры — это то, что очень любят тайцы. А после тайского фильма "Pai in Love" с Анандой Эверингемом в горную деревушку устремились тысячи туристов.
За счёт развития местного туризма иностранцам открываются новые интересные места. Для примера возьмём плавучие рынки в окрестностях Бангкока. Многие туристы называют их "нетуристическими" в отличие от рынка в Паттайе. Но это не так. С 60-х годов все плавучие рынки в окрестностях Бангкока развиваются в рамках комьюнити-туризма. Сначала агентства привозят туда тайцев, а затем организуют туры для иностранцев. Изначально рынки работали в определённые дни лунного календаря. С приходом туристов график становится ежедневным. Перестраиваются лавочки, появляются дома для ночлега, увеличивается разнообразие товаров и сувениров.
Плавучий рынок Wat Sai Floating Market в 1960 году был самым современным
Туризм в Таиланде прошёл очень долгий путь от малоизвестной страны до любимого направления отдыха туристов из разных стран. Ежегодные награды курортов тому подтверждение. Бангкок уже 4 года подряд занимает 1 место в списке "Самые посещаемые города мира" по версии Mastercard. Тайские курорты завоёвывают награды от читателей TripAdvisor, Smart Travel Asia, Conde Nast Traveler. Сонгкран или тайский Новый год в 2021 году вошёл в тройку лучших фестивалей Азии. Карри массаман уже не первый год становится лидером из 50 блюд мира от издания CNN Travel. Поводов приехать в Таиланд всё больше и больше.
История туризма на острове Пхукет
История туризма в Паттайе
История туризма на Самуи