Самуи называют кокосовым из-за обилия плантаций. До прихода организованного туризма местные жители занимались лишь экспортом кокосов и каучука в другие провинции. На особую островную атмосферу Самуи повлияла длительная изоляция. До сих пор вы можете ощутить тот же ритм жизни, что был лет 50 назад. Появляются новые отели и торговые центры, но местные жители вообще не меняются. Именно такое постоянство и непередаваемую атмосферу мы и ценим на Самуи.
Историки полагают, что Самуи был заселён 1200 лет назад. Во время раскопок обнаружили каменные топоры и бронзовые барабаны родом из северного Вьетнама. Возможно, остров был заселён рыбаками из современной Малайзии.
Рыбаки на Самуи в 1960-х
Когда-то провинция Сураттхани, где находится Самуи, была частью древнего Королевства Шривиджая, прекратившего своё существование в 1400 году. Первые задокументированные упоминания острова датируются XV веком, когда он появляется на китайских картах династии Мин. Это было убежище для пиратов в Сиамском заливе, населённое рыбаками.
Многие факты о Самуи не подтверждаются какими-либо документами, так как местные жители передавали всю историю из уст в уста. Существует две версии происхождения названия острова. Первая гласит, что Самуи произошло от дерева "муи", распространённого в южном Таиланде. Более вероятный вариант говорит, что у истоков стояло китайское слово "saboy" — безопасное убежище. Затем уже название трансформировалось в Самуи.
Один из первых автобусов на Самуи
Остров длительное время был изолирован от остальной части страны. Местные жители до сих пор гордятся своей островной культурой и называют себя не тайцами, а народом Самуи или "Чао Самуи". Большинство островитян было буддистами, и часть население исповедовала ислам. Наряду с двумя основными религиями существовала вера в духов, которая сохраняется до сих пор.
Среди местных жителей сейчас встречаются потомки морских цыган Оранг Лаут и малайцев. В середине XIX века Самуи стали заселять иммигранты из Китая. Они бежали с юга страны из-за Опиумных войн и восстания тайпинов. Местом первого поселения был выбран Найтон. Китайские переселенцы построили традиционные шопхаусы и храм, который служил школой и местом единения общины. Со временем именно китайские мигранты превратили остров в один из самых продуктивных районов по производству кокосов.
Монахи на улице Самуи в 1965 году
Жители Самуи всегда были самодостаточными. Разрыв между богатыми и бедными в середине XX века не был ярко выражен. Некоторые местные жили вообще без денег, просто обменивая товары у соседей. В большинстве деревень не было электричества. Только в общине города Натон был генератор, которые работал в определённые часы. Питьевую воду добывали из колодцев. Развлечения ограничивались боями буйволов и петухов, ведь телевидение появилось на Самуи только в 1970-х.
Бои быков в 1965 году
Население тогда составляло менее 10 тысяч человек. В основном это были народность мараю и китайцы. Дети получали образования в школах при храмах, где преподавали монахи. В китайских общинах была традиция отправлять детей на обучение в Бангкок.
Уже в середине XX века Самуи славился лучшими кокосами во всём Таиланде. Фермеры могли поставлять их в другие провинции и продавать по 5 бат за штуку. Если плантаций для выращивания было предостаточно, то логистика на материк была сложной. Паром не ходил, местные фермеры возили урожай самостоятельно на лодках.
Перевозка кокосов в 1960-х
До конца 1960-х годов на Самуи не было асфальтированных дорог, только глиняные тропы. Путешествие по земле между деревнями занимала около дня. Большая лодка, которая забирала кокосы у фермеров, обходила несколько портов: Натон, Менам, Бопхут, Чавенг и Хуа Тханон. К пристаням приезжали лодки поменьше, привозящие урожай и немногочисленных пассажиров.
В 1952 году в Бангкоке выходит фильм "Девушка Самуи", съемки которого проходят на острове. Героиню играет Вилайван Ваттанапанич, известная актриса тех времён. Главную мужскую роль отдали непрофессиональному актёру, владельцу кокосовой плантации на Самуи. В фильме, помимо сюжетной линии, показывают пляжи, водопады и прекрасные пейзажи. Так остров первый раз засветился в кинематографе, открывшись для тайских туристов.
Храм Большого Будды построили в 1972 году
В том же году на остров приежает бывший американский военный Даррелл Берриган, осевший после Второй Мировой войны в Бангкоке. Он был наслышан про Самуи от бизнесмена, с которым познакомился в первые годы жизни в Таиланде. Поездка из Бангкока на лодке с кокосами заняла больше недели. Даррелл и его друг высадились в Натоне, где их окружили местные жители. Некоторые из них впервые видели фарангов.
В то время на острове не было отелей на побережье, остановиться на ночёвку можно было в домах Натона или в храмах. Первых туристов отвезли на грузовике с кокосами в храм Ват Сила Нгу между Ламаи и рыбацкой деревней Хуа Танон. Сейчас он известен как Красный храм. Вернувшись в Бангкок, Даррелл написал несколько статей про чудесный остров в местных газетах. Так Самуи стал известен среди англоязычных экспатов и туристов. В храме Ват Сила Нгу на Самуи вы можете увидеть ступу с прахом Даррелла Берригана. Он был так очарован островом, что попросил похоронить его именно в этом месте.
Строительство дороги к храму Большого Будды в 1976 году
В 1969 году на Самуи снимают ещё один тайский фильм "Остров Сават — райский пляж". История рассказывала о любви девушки и парня из двух конкурирующих семей. В фильме показали пляжи, море, пальмы и другие красоты. После такой рекламы тайских туристов становится всё больше.
Долгое время на острове не было дорог, кроме глиняных троп. В некоторых местах строительство своими силами было затруднительно из-за гор. Только в 1967 году проект строительства дорог стал возможен благодаря помощи бангкокского правительства. На Самуи завезли нужное оборудование и динамит. Сотни людей принялись вырубать деревья и расчищать место под кольцевую дорогу. На наиболее сложных участках между Ламаи и Чавенгом, а также между Натоном и Банг По пришлось взорвать горы. Длительное строительство задерживалось из-за муссонов и затоплений. В 1972 году из Бангкока привезли бетон — и 52-километровая кольцевая дорога была закончена.
Строительство кольцевой дороги
Нетронутая красота Самуи сохранялась благодаря удалённости от материка. Добраться на остров можно было только на ночной лодке, которая шла в пути около 6 часов. Такая поездка стоила 15 бат за место на открытой палубе или 25 бат в пассажирском салоне с крышей. В 1981 году появились первые скоростные паромы Raja Ferry, и путь до Самуи с материка стал занимать всего 3 часа. Современный паром проходит это расстояние за 1,5 часа и отправляется несколько раз в день.
Туристы на лодке с материка
Аэропорт Самуи открылся только в 1989 году на месте кокосовой плантации. Его построила компания Bangkok Airways. Я хорошо помню аэропорт в начале 2000-х. Он выглядел настоящей островной экзотикой. Соломенные крыши, ветер гуляет по залам, компьютеры прямо под открытым небом и обилие зелени — сколотили из того, что было под рукой. С 1996 года аэропорт Самуи становится международным. Запускают рейсы из Куала Лумпура и Сингапура.
Старый аэропорт Самуи
Новые здания аэропорта, построенные в 2008 году, тоже выглядят экзотикой, но более солидной и с оттенком роскоши. Чего только стоит аквариум с рыбками в туалете. Но сперва всё было по-бэкпекерски, как на острове.
Самый первый отель на Самуи открылся в конце 1950-х на пристани в Натоне. Он назывался Burapha, а сейчас на этом месте стоит здание банка Siam Commercial. Туристы приезжали на остров ночным паромом из Сураттхани и останавливались в Натоне.
Пляж Ламаи в 1976 году
После окончания строительства дорог на Самуи побережья начали застраиваться хижинами для туристов. Первым открыл двери отель First Bungalow на Чавенге. Так он известен сегодня, а в 1974 году это был обычный частный дом. В следующем году на пляже Ламаи открылся отель Palm Bungalow с 40 деревянными хижинами. Проживание стоило всего 20-30 бат за ночь. Если все номера были заняты, путешественники могли спать на пляже за 5 бат.
Пляж Ламаи в 1977 году
Приезжающие туристы были самостоятельными путешественниками и довольствовались малым, ведь электричества в то время не было. Бунгало напоминали избушку на курьих ножках. Внутри деревянной хижины были матрас и немного места для багажа. Впрочем, туристы того времени возили с собой большие рюкзаки. Никаких удобств в номере не было, роль кондиционера выполнял морской бриз. Где-нибудь во дворе отеля были построены общий туалет и душ. Хотя душем подобное сложно назвать: огромное корыто с ковшиком, куда наливали воду из колодца.
Днём туристы купались, загорали, читали книги, занимались сноркелингом и трекингом по близлежащим районам. Вечером — пили рисовый самогон и курили марихуану. Не было большого выбора ресторанов и магазинов. Туристы снимали номер в отеле, ели и покупали все продукты в кафе при бунгало.
Бунгало на Чавенге, 1980 год
Развитие туризма на Самуи было очень медленным: мало кто понимал его выгоды. Местные жители всё ещё выращивали кокосы и ловили рыбу. Их буквально нужно было уговаривать построить бунгало на побережье и предоставлять услуги для иностранных туристов.
Пляж Чавенг, 1981 год
Массовый туризм начался на Самуи только в 1980-х. Сперва на остров приезжали почти случайно, узнав от знакомых или поговорив с кем-нибудь в баре Бангкока или Паттайи. Со временем среди иностранных туристов Самуи стал воплощением маленького райского острова. Сюда стремились путешественники из Америки, Великобритании, Израиля, Швеции, Германии и Австралии.
Типичный "отель" на Самуи в 1980-х
В это время отелей было не так много. В современном смысле их даже отелями трудно назвать. На побережье Чавенга на расстоянии 300–400 метров друг от друга располагались островки деревянных хижин. Сейчас же вся прибрежная полоса застроена вплотную. Кафе и бары зазывали туристов на экзотические блюда: омлет или пиццу с галлюциногенными грибами. А так же готовили коктейли, пекли кексы, печенья и другие весёлые вкусняшки. Купить марихуану тоже не составляло труда.
"Каждый день мы подаём волшебные грибы"
Одно из культовых мест на Самуи — Reggae Bar на Чавенге. Он открылся в 1988 году на пляжной улице. Тогда это было очень аутентичное место: деревянная барная стойка, несколько дешёвых стульев, соломенная крыша и песчаный танцпол. Чуть позже бар переехал в нынешнее место за озером.
Мост через озеро к Рэгги Бару
Если вы были в Рэгги баре в последние годы, то, скорее всего, приехали на такси или пришли пешком по бетонной дороге. Чтобы добираться до бара в 1990-х, построили деревянный мост через озеро. Он был шатким и хлипким. Тем не менее по нему не только ходили пешком, но и ездили на мотобайках.
Когда большинство баров на пляже закрывались, одни перебирались на дискотеку в Рэгги баре. Другие же начинали в баре свою вечеринку, чтобы закончить ближе к отелю. Пройти по шаткому деревянному мосту через озеро навеселе было тем ещё испытанием. В 1995 году Рэгги бар сгорел из-за попавшего в крышу фейерверка. Было построено новое двухэтажное здание, в котором сочетается стиль рэгги и тайский колорит.
Туристы на пляже Самуи в 1981 году
Ещё одна дискотека Green Mango открылась в начале 1990-х и через пару лет переехала на своё нынешнее место. Тогда это было самое модное и современное заведение на Самуи. Впрочем, как и сейчас. Улочка Грин Манго вскоре стала обрастать барами. Владельцы дискотеки открыли ещё один бар Sweet Soul. Есть ещё несколько культовых мест, которые не дожили до нынешних дней: The Doors, Flamingo, Santa Fe.
Перевал с Чавенга на Ламаи, 1986 год
Ark Bar — один из пляжных баров, появившихся в 1990-х и сохранившихся до сих пор. В те далёкие времена он был соломенной лачугой с барной стойкой и несколькими стульями. Я помню, как со временем Арк Бар превратился в модное место с подушками на песке, кальянами и огненным шоу. А сейчас он гордо называется пляжным клубом, хотя атмосфера островной непринуждённость осталась.
Отдых на Самуи в 1980-х
Уже в 2000-х уровень развития инфраструктуры Самуи начал набирать темпы. Появился Mcdonalds на Чавенге, мини-маркеты 7-11 и первый торговый центр Tesco Lotus. Интересный факт: в то время стоимость некоторых товаров в мини-маркетах отличалась на 5 бат от материковой цены. Видимо, сети брали дополнительные деньги за доставку на остров.
Пляж Чавенг в 1980-х
В то время кольцевая дорога не была заасфальтирована. Она состояла из бетонных плит в ямах и выбоинах между стыками. Если я разгонялась на мотобайке до 60 км/ч, мне казалось, что вот-вот взлечу. До сих пор на острове редко кто едет быстрее. Зато бетонные плиты покрыли асфальтом.
Пляж Тонгсон в 1985 году
В самые дождливые ноябрь и декабрь Самуи заливало. Впрочем, так происходит и сейчас. Вода с гор в центре острова устремлялась в районы пляжей. Наш офис на Чавенге затапливало, как и соседнее шоу трансвеститов. Да, наш офис располагался прямо напротив. Иногда по Чавенгу нельзя было проехать на машине из-за высокого уровня воды. Тогда туристов привозило в отель прямо на лодках.
Пляжная улица Чавенга в 1990-х
Непринуждённая атмосфера острова очаровали китайских моряков в середине XIX века, а столетие спустя первого туриста — Даррелла Берригана. Даже сейчас Самуи остаётся дружелюбным деревенским курортом, спрятанным от глаз массового туризма, и островом, где время остановилось. Конечно, что-то немного изменилось, но атмосфера осталась прежней. Сейчас экзотика Самуи стала более солидной, островной, порой с оттенком роскоши.
История туризма на острове Пхукет
История туризма в Паттайе
Первые бэкпекеры в Таиланде — тропа банановых блинчиков