Путь Пхукета на арене международного туризма был долог и тернист. Всю историю на остров с разными целями приезжали иностранцы. Пхукет стал особым плавильным котлом для людей разных национальностей и вероисповеданий. Тем, кто осел здесь, пришлось изменять свои привычки, ассимилироваться в местное общество или создавать свою культуру. В то же время Пхукет остался местом, непохожим на другой Таиланд, из-за удалённости от Бангкока и своего местного самоуправления. До сих пор остров можно назвать государством в государстве.
Если вам интересна историческая сторона Пхукета, приглашаю вас на мою аудиоэкскурсию по Пхукет-тауну. Вы познакомитесь с интересными фактами и откроете для себя множество секретов.
Первые малочисленные туристы начали появляться на острове в начале XX века. Историк Джон Каррингтон в 1906 году писал в своих дневниках про Пхукет: "Одно из наиболее красивых и очаровательных мест в мире". Но в те времена остров был далёк от того, что мы понимаем под термином "приморский курорт". Пхукет стал местом отдыха и развлечений для респектабельной европейской публики.
В конце XIX века Пхукет-таун напоминал грязный городишко с лачугами китайских рабочих. Повсюду стоял запах опия. Улочка Роммани была излюбленным местом китайских шахтёров из-за опиумных притонов, азартных игр и борделей. Большинством мест развлечений владели японские женщины, работали в них китаянки, японки, сиамки и иногда даже европейки.
Улица Таланг в 1903 году
Всё изменилось с приходом нового губернатора Прая Рассада На Ранонг в 1900 году. Он приложил немало усилий, чтобы облагородить Пхукет-таун, проложил дороги, построил канализацию и акведуки, провёл электричество и телеграф. Благодаря семейным связям по всему югу Таиланда и на острове Пенанг, Прая Рассада умело договаривался и привлекал инвестиции.
Полицейский участок и первый банк
Одним из условий для открытия первого в Таиланде иностранного банка стало строительство полицейского участка. Эти два здания сохранились до сих пор, в них сейчас располагается музей перанаканской культуры. Для получения лицензии на владение оловянным рудником иностранные компании должны были вложиться в развитие города. На иностранные инвестиции построили больницу Вачира, кинотеатр, китайские школы, дороги, парки и другую инфраструктуру.
Пхукет-таун в 1952 году
За 13 лет губернаторства Прая Рассады Пхукет-таун превратился в привлекательное место для бизнеса и самый развитый регион после Бангкока. Это отметил даже будущий Рама VI, когда приехал на остров и увидел на улицах города автомобили. Прая Рассада был заядлым игроком в гольф, по его указу в 1912 году на Сурине открылся первый в Таиланде гольф-клуб. А ещё он привёз на Пхукет семена дерева гевея, что дало острову ещё один способ заработка.
Улица Пханг Нга в Пхукет-тауне
Основная туристическая жизнь была сосредоточена в Пхукет-тауне, где в 1929 году построили первый стильный отель — On On Hotel. Туристами в основном были владельцы британских, голландских и австралийских компаний из Бангкока и с малайзийского острова Пенанг. Европейские экспаты любили приезжать на остров для охоты. Верхом на слоне они охотились на кабанов, оленей, леопардов и тигров, населявших джунгли Пхукета.
Фонтан около улицы Ранонг
В начале XX века Пхукет был труднодоступным местом. В 1923 году была построена железная дорога из Бангкока на Пенанг, что сделало остров ближе. Туристы от станции в Транге добирались до Пхукета на медленном корабле. Поезда ходили трижды в неделю, проезжая по джунглям. Кроме нескольких участков с рисовыми полями около деревень, дорога проходила по девственному лесу. Случались опасности в виде буйволов, которые любили лежать на рельсах, или диких слонов, которые могли выбежать перед поездом.
Автомобильный паром между Пхукетом и материком
Во время Второй мировой войны японцы построили дорогу с Пхукета до своей главной базы в Ранонге. Так появилась возможность проехать путь с острова до Бангкока всего за пару дней. Тогда остров с материком соединял маленький автомобильный паром, пока в 1967 году не был построен первый мост Сарасин.
Мост Сарасин
Первый правительственный самолёт из Бангкока приземлился на Пхукете в 1928 году. С 1930 года было налажено сообщение, перевозившее почту и малочисленных пассажиров. Пассажирские рейсы из Бангкока на Пхукет появились в 1947 году. И только в 1976 году аэропорт стал международным. Впрочем, в это время Пхукет с Бангкоком уже связывало ежедневное автобусное сообщение. 16 часов — и вы на райском острове. Билет автобус стоил на 30 долларов дешевле, чем билет на самолёт.
Самолёт в аэропорту Пхукета
Хоть Пхукет стал доступен для туристов по морю, по земле и по воздуху, побережья были мало освоены. Единственной хорошей дорогой была трасса от моста Сарасин в Пхукет-таун. До Камалы из Пхукет-тауна можно было доехать на лодке или на джипе по разбитой грунтовке через Чёрнгтале. Такие же дороги сейчас остались в районе пляжа Нуи и смотровой площадки Чёрный Камень. В 1960-х туристы останавливались в Пхукет-тауне и посещали пляжи на машине.
Най Харн и Януи в 1950-х
В 1970 году швейцарская туристическая компания Kuoni представила первую пакетную программу для организованных туристов и запустила чартеры. По путёвкам на Пхукет стали приезжать немцы, скандинавы, британцы. На побережьях стали появляться первые бунгало. Туристические компании Kuoni и Neckermann продвинули Таиланд как доступное направление для большей части Европы.
В 1980-х отели на побережьях Пхукета стали более элитными. Открылись Club Med в Кате, Holiday Inn на Патонге, Phuket Yacht Club (сейчас The Nai Harn) на Най-Харне, Le Meridien на Карон Ной, Chedi и Amanpuri на Панси, Laguna на Бангтао.
Пирс Чалонг в 1970-х
В начале 1990-х были открыты пристани для яхт Yacht Haven и Boat Lagoon, несколько полей для гольфа и множество компаний, продвигающих дайвинг, яхтинг, катание на лодках и гольф. С середины 1990-х годов развитие отелей стало бешеным. В 1995 году на Пхукете было более 8 тысяч гостиничных номеров.
Сперва до Патонга из Пхукет-тауна можно было добраться только по морю или пешком через Кату. Такой путь был довольно опасным: в джунглях водились тигры. Только в 1947 году проложили грунтовую дорогу через холм. Туристы приезжали на автовокзал в Пхукет-тауне и по брошюрам выбирали отправиться отдыхать на Патонг или другие пляжи.
Турист на Патонге в 1960-х
В 1960-х на Патонге было две деревни: тайская — около храма у подножья холма и мусульманское поселение рыбаков чуть ближе к пляжу. Весь остальной район занимали кокосовые плантации, фруктовые сады, рисовые поля и пастбища буйволов. Отелей и бунгало не было, приезжающие туристы останавливались в Пхукет-тауне и посещали пляж только днём. Особо смелым путешественникам предлагали хоумстей в стиле каучсёрфинга. За пару бат местные жители выделяли место на полу в своём доме и циновку для ночёвки.
Туристы на Патонге в 1975 году
В 1970-х с приходом туристов на Патонге и других пляжах стали появляться бунгала с соломенными крышами, которые стоили всего 10-20 бат за ночь. В большинстве бунгало не было электричества, его провели на Патонг только в конце десятилетия. Со временем цены возросли до 30-50 бат за ночь. Туристам предлагали два тарифа: краткосрочный за 50 бат/ночь и месячное проживание за 30 бат/ночь.
Патонг, 1978 год
В 1975 году открылся отель Patong Beach. Это был первый отель, где номера располагались в трёхэтажном здании. Шикарные по меркам того времени комнаты были оснащены кондиционерами, а душ был с горячей водой. Стоимость номера начиналась от 100 бат за ночь. В отеле селились в основном европейские туристы, которых по путёвке привозила компания Neckermann.
Автобус едет по Патонгу
К концу 1970-х годов на Патонге было не больше 10 отелей-бунгало и шикарный резорт Patong Beach. На пляжную улицу мог забрести заблудившийся буйвол. В южной части района было огромное рисовое поле, из которого выходил ручей прямо в море. Говорят, там водились креветки. На Патонге не было магазинов или рынков, за продуктами туристы и местные жители ездили в Пхукет-таун.
Патонг в 1979 году
Пляжная улица казалась пустынной из-за отсутствия десятков ресторанов и отелей. Прямо на песке стояли домики John’s Bungalow в виде буквы А. В них был песчаный пол. Путешественников предупреждали: если вы ночью увидели показавшуюся из песка руку, бейте по ней, потому что это воры. Вдоль пляжной улицы располагалось несколько баров.
Бар на Патонге в 1979 году
В 1980 году правительство решило бороться с незаконными постройками на пляже. За считаные дни все бары, рестораны и бунгало на песке снесли. Тем, кто мог заплатить за аренду, выделили места на улице, перпендикулярной пляжу. Тогда это была грунтовая дорога от пляжа к рисовым полям перед деревушкой Баан Нам Сай Йен, а сейчас она известна как Бангла Роад. Смотрите на видео ниже пляжную улицу Патонга и Банглу в 1988 году.
Хотя Патонг тогда ещё и был сонной кокосовой рощей, некоторые места были довольно шумными. Улица Бангла с десятком баров и кафе тогда называлась просто Бар-роуд. Вечеринки там проходили каждый день. Конечно, не было такого безумства, как сейчас. В барах собирались туристы и экспаты, пили пиво, танцевали, пели и рассказывали истории. А когда появились первые саунд-системы, музыка играла очень громко. Если путешественники искали уединения, стоило арендовать деревенский домик в глубине пляжа, где располагались рисовые поля.
Буйволы на пляже Патонг
Бурное развитие Патонга наступило в 1980-90х годах. Были построены высотные отели, торговые центры Ocean Plaza, продуктовые магазины, банки и пункты обмена валют. Даже появились первый фастфуд McDonald's, кофейня Starbucks и кафе-мороженое Haagen Daz. Со временем цены на проживание выросли. Если раньше можно было найти бунгало за 50 бат/ночь, то теперь они стоили 100-200 бат. Туристы стали чаще останавливаться на других пляжах.
Цены на проживание на пляжах Ката и Карон не изменились в 1980х. Местные жители выращивали рис, ловили рыбу и добывали олово. Туристический бум до них ещё не дошёл. Последняя шахта закрылась в 1992 году, однако наследие оловянного бума сохранилось. Большинство озёр на Пхукете — это бывшие шахты. А комплекс Лагуна на Бангтао использует водоёмы в качестве декораций на территориях отелей и гольф-полей.
Рисовые поля на севере пляжа Карон
Дорога через перевал между пляжами Карон и Патонг была построены только в конце 1980-х. В дождь её размывало, и машины застревали. Не было ни магазинов, ни ресторанов, лишь несколько бунгало напротив пляжа. Как и в простых домиках на Патонге, удобств в бунгало было немного. Душ на улице из каменного колодца и вентилятор вместо кондиционера. Иногда в доме или во дворе встречались скорпионы и кобры.
Пляж Карон в 1976 году
Среди отельеров-пионеров интересна история владельцев Kata Group с тремя отелями на пляжах Ката и Карон. Отель Beyond Kata начал свой путь в 1980 году с девяти пляжных бунгало, которые стоили по 40-60 бат/ночь. К 1985 году количество домиков увеличилось до 81. В том же году один из владельцев купил землю на пляже Карон и построил шикарный отель, известный нам как Beyond Karon. Уже в 1990-х Beyond Kata перестроили из бунгало в отель из нескольких этажей, и был открыт третий резорт группы — Phuket Orchid Resort.
Расширение дороги Патонг-Карон в 1992 году
Первые восемь бамбуковых бунгало на пляже Най Харн появились в середине 1970-х. Тогда они стоили всего 20 бат за ночь, а очередь на аренду была расписана на недели вперёд. Най Харн оставался диким до 1986 году, когда был построен роскошный отель, известный нам сейчас под названием The Nai Harn.
Най Харн в 1979 году
Пляж Раваи в конце 1970-х стал, пожалуй, самым развитым из всех. Сюда приезжали сами тайцы, чтобы разложить циновки на песке и устроить пикник. Вдоль дороги стояли тележки с кокосами, фруктами и закусками. Около пляжа парковались лодки, готовые отвезти туристов на острова. На Раваи располагалось несколько деревень, в том числе и поселение морских цыган. Это была самая незащищённая группа населения Пхукета: у них не было паспортов, правительство постоянно хотело переселить их в другое место. До сих пор не всё так гладко, зато теперь морские цыгане организовали рыбный рынок.
Северные пляжи развивались медленнее всех. Сурин стал известен тайским туристам после визита Рамы IX в 1959 году, иностранцев уже давно привлекал первый гольф-клуб в Таиланде. Но дорога из Пхукет-тауна пролегала по джунглям и была ухабиста. Сам Сурин долгое время был пустынным.
В 1982 году на пляже Панси, что рядом с Сурином, строится отель известный нам под названием The Surin. Тогда на холме расположились несколько бамбуковых бунгало, отличающихся роскошью. Они были далеки от современных глэмпингов, но в домиках было электричество на несколько часов. Сейчас же отель The Surin — одна из самых дорогих пятёрок на Пхукете.
На пляже Камала была деревня мусульманского сообщества, которые занимались рыбной ловлей. Джунгли в этом районе были опасными из-за диких животных. На холме Камалы жили антилопы, пантеры, медведи, носороги, дикобразы и даже тигры. Родители переживали за безопасность своих детей. В 1974 году на Камале был застрелен тигр, который таскал у местных жителей коз. Хотя это был последний задокументированный случай, сообщения о тиграх продолжались до начала 1990-х.
Перевал Патонг-Камала в 1992 году
Пляж Бангтао изначально вообще не рассматривался в качестве места для строительства отелей. Песчаная полоса была великолепной, но оловянные рудники превратили этот район в пустошь с грязными стоками, впадающими в море. Территория комплекса Лагуна выглядела как земля после бомбёжки или сцена из фильма про апокалипсис. Застройщик из Сингапура увидел потенциал в этом районе, и в 1987 году был открыт первый отель. Разрушенные оловянные шахты превратили в лагуны, соединённые каналами.
Потомки Прая Рассада На Ранонг, одного из выдающихся губернаторов Пхукета, стали строителями туризма на Пхукете. В 1970-х годах они открыли Пхукет-тауне первый отель-высотку Pearl Hotel, ориентированный на европейских туристов. Около отеля были построены кинотеатр и боулинг. Год за годом этот район становился центром торговли и развлечений. Спустя несколько лет семья На Ранонг строит отель на пляже Най Янг, известный нам под названием The Slate.
В 1970-х было немного туристических развлечений. На Патонге и других пляжах были только бары и кафе. Сперва даже магазинов и рынков не было. Туристы ехали в Пхукет-таун, если нужно было что-то купить. В городе, напротив, было много развлечений, включая боулинг и кинотеатр.
Кинотеатр в Пхукет-тауне, сейчас на его месте 3D-музей
Отдыхающие на Патонге проводили время на пляже или в барах. Шезлонгов на песке сперва не было, они появились только в 1980-х. Зато можно было растелить циновку, купить напиток за 5 бат или маленькую бутылку пива за 15 бат. По вечерам туристы собирались в барах. Тогда было всего два бренда пива: немецкое Kloster и тайское Singha. Их магазинная цена была 19 и 17 бат за большую бутылку. Состоятельные тайцы тогда предпочитали импортное Kloster, разлитое в Таиланде. Из крепких напитков был только виски Mekhong.
Экскурсии появились на Пхукете с приходом первых групповых туристов. Одним из популярных дневных туров была поездка к острову Джеймса Бонда. Фильм "Человек с золотым пистолетом" как раз вышел в 1974 году и прославил бухту Пханг Нга. Но это был очень утомительный тур. Туристов везли из отеля к пирсу в провинции Пханг Нга, а затем на длиннохвостых лодках — к острову-скале. Обед накрывали в рыбацкой деревне на острове Паньи.
Туристы приехали на остров Дж.Бонда, 1973 год
В то время ещё не было экскурсии на каяках по пещерам. Такую концепцию привнёс американец Джон Грей. Он основал свою компанию на Гавайи в 1983 году, и через несколько лет основал на Пхукете компанию с идеей эко-каякинга. В зависимости от приливов и отливов в некоторые лагуны можно было заплывать через пещеры. С тех пор остров Джеймса Бонда совмещают с посещением пещер и внутренних лагун залива Пханг Нга.
Ещё одним развлечением была рыбалка, совмещённая со сноркелингом. Туристов возили на длиннохвостой лодке вдоль побережья Пхукета, делая остановки над коралловыми рифами. Не было никаких троллингов и удочек, только леска с приманкой. Со временем рыбалку стала доступна для всех категорий туристов. Теперь можно поехать на роскошной яхте или катамаране, порыбачить с деревянной лодки у берегов Пхукета или отправиться ночью ловить осьминогов с морскими цыганами.
Уже в середине 1970-х на Патонге открылись первые дайв-центры. Возили нырять на близлежащие острова или вдоль побережья Пхукета. Ни о каких Симиланах и речи не было. С пляжа Раваи предлагались поездки по островам. В те времена была популярна экскурсия вдоль западного побережья на большой деревянной джонке. Корабль выходил из бухты Патонг и доезжал максимум до Най Харна, затем возвращался.
В 1980-х Патонг приобрёл современную атмосферу. Отели и бунгало выстроились вдоль первой линии, напротив появились пункты проката джипов и мотобайков. В 1985 году на Патонг привезли первые водные мотоциклы.
Долгое время основной доход жителей Пхукета вращался вокруг олова и каучука. Когда же стало понятно, что природные ресурсы не безграничны, а спрос на олово в мире падает, горнодобывающие компании нашли ещё одну золотую жилу. В оловянной руде был найден тантал. Это побочная примесь производства, которая раньше не обрабатывалась. Самые предприимчивые компании собирали его и продавали за границу как ненужный шлак, получая огромный доход и избегая налогов.
Со временем цены на этот минерал возросли. Тантал используется в компьютерной, ракетной и космической промышленности. Правительство Таиланда решило заработать на добыче нового природного ресурса. На Пхукете строится завод по плавке тантала, который должен был открыться в 1986 году. Это вызвало панику среди жителей острова. Во-первых, производство токсично и наносит вред здоровью и окружающей среде. Во-вторых, двумя годами ранее случилась крупнейшая утечка газа на индийском заводе, а затем взрыв в Чернобыле. Местные жители выступили против строительства.
Из-за бездействия правительства, которые не дали никаких объяснений по строительству завода, начались акции протеста, продолжавшиеся несколько недель. Десятки тысяч местных жителей вышли на митинг против завода. Они окружили отель Phuket Merlin Hotel, где на тот момент жили представители из Бангкока, и подожгли его. На этом протестующие не остановились. Они отправились прямиком к заводу и подожгли его. До сих пор этот способ остаётся лучшим для выражения гнева. Когда запускали первый автобус из аэропорта по пляжам, таксисты окружили его, избили водителя, а сам автобус подожгли.
Такая историческая случайность привела к полному закрытию завода. Стало понятно, что ни олово, ни тантал в ближайшее время не станут основным источником дохода. Зато туризм вполне может стать новой золотой жилой. Последний оловянный рудник на Пхукете закрылся в 1992 году. И теперь о прошлом напоминают лишь многочисленные озёра, которые используют для своего ландшафта отели и гольф-клубы.
В начале 1990-х на Пхукете появились первые экологические проблемы. К этому времени экономика острова уже прочно стояла на двух столпах: каучуковой индустрии и туризме. Сейчас Таиланд является крупнейшим в мире производителем натурального каучука, обгоняя Индонезию и Вьетнам. Вырубка деревьев для плантаций и застройки отелей не могли не сказаться на экологии.
Раньше на пляжи острова приплывали откладывать яйца пять видов черепах. С увеличением количества туристов они нашли другие места. Сейчас кладки яиц замечают в основном на малолюдных пляжах Май Кхао и Най Янг. Если раньше еду упаковывали в пальмовые листья, то со временем появилась не экологичная упаковка из полиэтилена, которая попадает в море. Каждый год Пхукет страдает от нехватки пресной воды, что сильно заметно в самый жаркий сезон с марта по май.
Решать экологические проблемы более эффективно стали лишь в конце 2000-х. На Пхукете очищают пляжи, восстанавливают кораллы, искусственно разводят разных жителей морских глубин, которых затем отпускают в океан. Читайте про другие эко-индициативы, которые проводят на острове в отдельной статье.
На Пхукете уже давно нет тигров и леопардов. Хотя дикие кабаны ещё встречаются в тауне. 10 лет назад напротив Бангкок Госпиталя жило семейство диких свинок. Они вымазывались в грязи и носились своим табуном по полям. Но новые торговые центры заставили уйти их глубже в джунгли.
Местные жители поймали тигра в 1965 году
Зато на Пхукете до сих пор много змей. Иногда они даже в центре города появляются. Временами к пляжам Пхукета приплывают дельфины, китовые акулы и даже морской гребнистый крокодил. За последние годы он три раза поднимал на уши весь остров и заставлял за ним охотится.
Диких обезьян можно встретить на смотровой площадке Кхао Ранг, острове Сирэ и горе обезьян в Пхукет-тауне. Правительство всё время пытается их выселить на близлежащие острова, но пока безуспешно. Когда проезжаете по мосту на остров Сирэ, можно увидеть знаки, предупреждающие об обезьянах.
Массовая застройка вынудила жителей деревень переселиться в другие места или заняться около туристическим бизнесом. В начале 2000-х на Патонге всё ещё можно было встретить буйволов, пасущихся на полях между третьей линией и улицей Нанай. В 2006 году построили торговый центр Джанг Цейлон, а затем район вокруг него разросся. Теперь буйволов можно встретить в районе Бангтао или на востоке острова.
Группы местных жителей острова почти не изменились. Население всё такое же пёстрое, что и 100 лет назад. Разная культура и традиции, только теперь все народы стали гражданами Таиланда и почти забыли родной язык.
Потомки китайских переселенцев уже не считают Китай своей родиной. Они пхукетчане и отличаются даже от бангкокских китайцев. Старый город Пхукет продвигается перанаканской общиной среди тайских и иностранных туристов. Их культура, традиции и еда очень отличается от тайской. Многочисленные китайские праздники, фестиваль вегетарианцев, перанаканская свадьба — лишь малая часть удивительной истории местных.
Женщины народности перанакан в 1947 году
Мусульман на Пхукете около 30% жителей. Все они приехали на остров до того, как Сиам стал Таиландом. Пхукетские мусульмане — сунниты. Их малайская, тамильская, арабская, пакистанская, индийская, яванская и персидская культура различается, но после националистических реформ премьер-министра Пхибуна в середине XX века они стали говорить в основном на тайском и считаются единой группой. Мусульмане Пхукета очень отличаются от мусульман юга Таиланда, которые до сих пор говорят на малайском или яванском.
Традиционно пхукетские мусульмане занимались рыбной ловлей, разводили коз и селились ближе к пляжам. Тайцы и китайцы занимали территорию внутри острова, где земля была более плодородной. С приходом туризма пхукетские мусульмане отлично заработали, продав свои участки для строительства отелей.
Индийцы Пхукета тоже ассимилировались и приняли тайское гражданство. Небольшая община сикхов стала довольно успешной за счёт торговли. И не стоит забывать о коренных жителях острова — морских цыганах. Они живут на Пхукете более 300 лет. Сейчас их деревни расположены на острове Сирэ и на пляже Раваи. Большинство из них имеют тайское гражданство и говорят на тайском языке.
Моские цыгане Пхукета
В последние годы на Пхукете увеличилось количество европейцев. Одни приезжают работать, другие владеют бизнесом, третьи просто вышли на пенсию и теперь живут у моря. В отличие от предыдущих групп "неместных" им невероятно редко удаётся получить гражданство или вид на жительство. Даже если они платят налоги и живут на острове более 30 лет.
На Пхукете всегда был плавильный котёл из разных религий и традиций, которые хорошо уживались друг с другом. В старом городе на одной улице вы найдёте китайский храм, мечеть и католическую церковь. Разные группы предпочитают свои общины и иногда не знают, что происходит у соседей. Так тайцы далеко не всегда в курсе жизни китайской общины.
Остров Пхукет в истории Таиланда
Как китайцы пришли на Пхукет: история народности перанакан
Как первые бюджетные туристы путешествовали по тропе банановых блинчиков