Таиланд является одним из самых популярных мест отдыха в Азии, но немногие из туристов действительно интересуются культурой страны и местной музыкой. Королевство предлагает наиболее разнообразные и зажигательные ритмы в Азии. Я вам расскажу про народную тайскую музыку, которая нравится всем от мала до велика.
Пожалуй, этот вид музыки можно сравнить с неким слиянием шансона, русской народной музыкой, бардовской песни и классического романса. Невозможно одним словом описать этническую музыку, которая популярна в различных социальных слоях и у людей разных возрастов.
Этот тип тайской музыки довольно популярен сейчас, а появился всего лишь в середине XX века под влиянием тягостных будней простого сельского народа. Дословно можно перевести лук тхунг как "дитя рисового поля". По-русски музыку лук тхунг можно назвать "песни детей рисовых полей". Этот жанр сравним с кантри-музыкой, которая изначально была известна в узких кругах, а затем стала популярной повсеместно. Как известно из истории, первая песня в стиле лук тхунг была написана в 1937 году и называлась “Невеста овощевода” (неожиданно забавно выглядит перевод на русский язык). Одними из пионеров лук тхунга, я бы даже сказала Королей, являются Понси Варанут (Pongsri Woranuch) и Супапхол Сомбатчарон (Suraphol Sombatcharoen).
Лук тхунг стал безумно популярным после выхода на экраны в 1970 году фильма "Монрак лук тхунг" или по-русски "Волшебная любовь в деревне" (опять-таки немного неожиданный перевод на русский, но ничего лиричнее придумать не могу), который был в прокате около полугода. В главной роли снялись Митр Чаибанча (Mitr Chaibancha, который со мной на первой фотографии) и Петчара Чаоварат (Petchara Chaowarat), а саундтреки были написаны в стиле лук тхунг.
В конце 70-хх случился переворот в лук тхунге, когда на сцене появилась Пумпуанг Дуангджан (Pumpuang Duangjan), которая превратила песенки для деревенских бабушек в модный тренд молодежи с зажигательными шоу и сексуальными нарядами. Она долгое время олицетворяла для деревенских тайцев эдакую "американскую мечту", когда малограмотная девушка из бедной семьи стала суперзвездой. Но тут было чему подивиться, как говорят тайцы, голос Пумпуанг превращал позвоночник в желе. Ее песни были настолько популярны, что с ее неожиданной смертью всего лишь в возрасте 31 года, поговаривали о смерти лук тхунга. На похороны в ее родном городке Супханбури собралось более 200 тысяч человек от сельской бедноты до титулованных особ.
Но лук тхунг переживет все. Лет 10-15 назад было запущено специальное жанровое радио на 90 FM. Из современных певцов лук тхунга, конечно, стоит отметить Tai Orathai, Таккатан Чоллада (Tukatan Chollada), Earn The Star, Прева Патчари, Фон Тханасунтхон.
Многие годы исполнители этой музыки были родом из Супханбури в центральном регионе Таиланда, затем луктхунг-лихорадка захватила северо-восток страны, где появился свой исанский стиль, и южные провинции. У нас на юге даже есть свои звезды, например, Экачай Сивичай (Ekachai Srivichai). Но не только тайцы прониклись любовью к лук тхунг. Удивительным событием стало появление на сцене европецев: шведа Джонаса Андерсона (Jonas Anderson) и англо-голландки Кристи Гибсон (Christy Gibson), которые больше уже тайцы чем фаранги, их семьи переехали в Таиланд давным-давно.
Услышать лук тхунг можно во многих тайских ресторанах вдали от туристических районов, в междугородних автобусах, на ярмарках. На типичных тайских дискотеках можно услышать зажигательные песенки Супаксон Чаймонгкол, которую все ласково называют по прозвищу Кратэ (Kratae) — бурундучок. Кстати, она не только певица, но еще и актриса, и модель. Что в принципе для Азии типично. Кроме лук тхунга Кратэ поет в стиле мо лам, о котором я расскажу дальше.
Еще есть замечательная тайская группа, которая поет современный лук тунг и по которой сходит с ума молодежь. Смотрите видео — Блюберри (BlueBerry) с композицией Чими Чими, которая стала нарицательным сленгом среди молодых тайцев. "Чими-чими" означает искажённое "чай май?" — "так ли это?" Можете даже щегольнуть этим сленговым выражением в разговоре с тайцами, они будут в восторге.
Музыка мо лам пришла из Лаоса и сейчас доминирует в северо-восточном регионе Таиланда Исане. Она имеет много общего с лук тхунгом, так как рассказывает о жизни сельской бедноты. Но в мо ламе используется национальный инструмент кхен – небольшой духовой орган, сделанный из бамбука, и зачастую ритмика текстов напоминает речитатив.
Слово мо лам переводится с исанского, как "песенный эксперт". Исанский диалект можно назвать своим языком в Таиланде, потому что многие южане и жители центральных провинций его не понимают. Мо лам поется на исанском диалекте, хотя есть и тексты на тайском языке. Вот так регион Исан, где проживает более девятнадцати миллионов человек, вносит вклад в традиционную музыку Таиланда, одного из самого культурно богатого региона ЮВА.
Помимо развлечений мо лам имеет важное значение для передачи культуры из поколения в поколение. Неизвестно, когда впервые появился мо лам, но его рождение связано с театральными выступлениями и народными сказками. Сейчас существует пятнадцать видов мо лама, и зачастую певцы современного мо лама вырастали в семьях, где пара поколений его уже пела.
Так известная певица этого стиля Чавариван Дамнен (Chawiwan Damnoen) родилась в семье, где на протяжении семи поколений пели мо лам. Она начала гастролировать с отцов еще в два года, а затем создала свою группу. Тексты, написанные на лаосском, а иногда и бирманском, повествуют о чувствах жены к мужу, который вернулся после долгого отсутствия непонятно где. Из див мо лама известны Джинтара Пунлап (Jintara Poonlarp), которую тайцы называют "девушкой с голосом лютни". Она выпустила более 40 альбомов в стиле молам и лук тхунг.
Пожалуй, сейчас самыми яркими представителями современного мо лама являются исанская группа Понг Ланг Са Он (Pong Lang Sa On). Вообще понг ланг – это деревянный вертикальный ксилофон, который используют в Исане для народных танцев. Музыку Понг Ланг Са Он можно охарактеризовать как мо лам под влиянием современных стилей, кхен заменен электронной клавиатурой для имитации звука органа, появились электронные гитары. Их зажигательные выступления, клетчатая юбка солиста Ида известны по всему Таиланду. Но этого мало! Они ездят с концертами по всему миру.
И, на мой взгляд, самый смешной мо лам исполняет Пойфай Малапон (Poifai Malaiporn) про то, как полезно похмеляться. Уже лет 10-12 она волнует умы простых тайских ребят. Обратите внимание на танцевальные движения девушек — просто тренд. Все экспаты в Таиланде со слезами от смеха на глазах наслаждаются этим видео.
Интересный факт, что слово кантрым созвучен с кантри, только ударение ставится на последний слог. Это музыка, пришедшая из Камбоджи, и популярна она в Исане, где бок о бок живут и тайцы, и кхмеры. Вряд ли где-то, кроме Камбоджи и граничащих с ней провинций Таиланда вы сможете услышать эту музыку. По крайней мере, на Пхукете нет таких мест. Здесь доминируют быстрые танцевальные ритмы, которые создаются с помощью кхмерских национальных инструментов. Зато если вы поедете куда-нибудь в Исан, у вас будет возможно насладиться этим стилем музыки во многих местах.
Наиболее известным певцов, несущих кантрым в народ был Сомчай Конгсукди aka Дарки (Darkie). В конце XX века кантрым пошел в ногу с новым электронным направлением, и появились Рок Кхон Кхой. Талантливым исполнителем не только кантрыма, но и лук тхунга, и мо лама, является Челимпон Малакхам (Chalermpol Malakham).
Стиль малай популярен в провинциях, граничащих с Малайзией. Он радикально отличается от традиционной тайской музыки и похож больше на арабско-малайскую. Традиционно юг Таиланда населяют тайцы-мусульмане, которые много веков назад заселили эти территории, придя из Малайзии. Количество мечетей здесь намного больше, чем в центральных провинциях страны, и процветает своя аутентичная культура и музыка. Я не слишком знакома со стилем малай, потому что на Пхукете, как и в остальных провинциях страны, за исключением южных, он популярен только в узких кругах.
Пожалуй, самая известная группа, поющая в стиле малай, — это Бейби Арабия (Baby Arabia). Уже более 40 лет они радуют поклонников исполнением композиций на арабском и малайском языках.
Долго думала, куда бы отнести этот стиль музыки. Все-таки сарама — это больше нечто национальное, нежели современное. Ритмичная музыка сарама сопровождает матчи тайского бокса и исполняется перед боевым ритуалом. Еще ее называют “пленг муай” (phleng muay). Традиционно группа состоит из четырех музыкантов, которые играют на гобоях и барабанах. Перед матчем тайского бокса темп музыки медленные и торжественный, чтобы соответствовать настроению ритуала. Во время боя темп увеличивается и становится неистовым в опасные моменты матча, чтобы накалить обстановку и призвать бойцов сражаться яростнее.
Тайские песни для жизни
Тайский хип-хоп и рэп
Современная тайская музыка: поп
Тайская классическая музыка
Современная тайская музыка: рок
Современная тайская музыка: Лук Крунг
Музыка для спа — как называется и где купить?
"Потерять лицо" в Таиланде — как это бывает и что делать?
Ваша работа - одно из редких исключений Интернета, который до ужаса переполнен мифами, рекламой и стандартной информацией о Таиланде. Конкретно по музыке я вообще нигде похожего не встречал и очень признателен вам за то, что вы нашли время и настроение поделиться реально бесценным опытом. Зная, как экспаты обычно жадны на слово, удивляюсь вашей щедрости в этом плане. Спасибо )
PS От себя только добавлю, что названия исполнителей было бы удобнее читать на английском - ищутся проще потом по сети и на Ютьюбе.
что-то из классической музыки http://rino4ka.ru/taiskaya-klassicheskaya-muzyka
в статье видео есть, мне такой вариант удобен и больше нравится... вы можете по названию найти и mp3, если видео вас не устраивает, или извлечь аудио из видео...
мне кажется, или все-таки такие вопросы, как тайская музыка и прочая культура неинтересны читателям?
спасибо, что цените не только то, что можно увидеть с первого взгляда)))